Высказывания художников, искусствоведов, знаменитых людей об офорте
Сергей Николаевич Дурылин. «Нестеров»
«…Но этим же днем пришла к Нестеровым Н.А. Северцова, дочь покойного академика, и привела с собою ленинградскую гостью – художницу Елизавету Сергеевну Кругликову. Нестеров был давно знаком с художницей. Он ценил ее тонкое, трудное, изящное искусство офорта во всех его видах – игловый офорт, мягкий лак, акватинта, цветной офорт, цветная монотипия. Особенно привлекали его своим тонким любовным мастерством офорты Кругликовой, посвященные Парижу и Петербургу-Ленинграду. Он находил, что художница умела, смело и зорко проникать в «души» этих двух столь непохожих городов, которым она отдала свою любовь…»
Вейберт Лев Павлович. «САМА ПРИРОДА В СЕРДЦЕ У МЕНЯ...»
Окончив училище и проживая в далеком от культурных событий северном городе, Вейберт не остается в стороне от поисков современников: ставшее популярным в конце 50-х годов XX века искусство графики все больше привлекает взгляд художника своей лаконичностью, техническим разнообразием исполнения, работой с различными материалами, широкой возможностью эксперимента. Знакомство с искусством мастеров прошлых столетий - Дюрера, Рембрандта, Доре, Пиранели и др. определяет вершину, к которой стремится художник.
В своем доме в городе Карпинске на улице Нахимова Лев Вейберт оборудует небольшую, но хорошо оснащенную мастерскую, в которой успешно работает с 1957 но 1973 год.
Первые опыты художника в линогравюре публикуются в прессе, экспонируются на областной выставке «Урал» 1958 года – Лев Павлович получает счастливую возможность расширить свой профессиональный кругозор: его неоднократно приглашают в подмосковный дом творчества «Челюскинская», руководимый Р.Г. Бергом. Среди других подобных эстампных мастерских именно эта в 60-70-е годы выделяется высокой технологической базой, позволяющей выполнить задуманную работу в любой графической технике, будь то офорт, линогравюра или литография. Здесь встречаются коллеги, делятся своими достижениями, ставят и успешно решают все новые художественно - пластические задачи.
Анализируя богатый художнический багаж. Лев Павлович разрабатывает композиции, задача которых передать каждый раз с новой свежестью чувств самобытную, древнюю, суровую красоту скрытых от человечества потаенных уголков Земли, расширяя представления о прекрасном и целостном мире. Окончательный вил композиция приобретает непосредственно в процессе работы с материалом. Средства, которыми художник достигает выразительности почти психологического состояния природы, виртуозны и выработаны годами упорного труда. В противоборстве с металлом и деревом он берег в сообщники атрибуты алхимика огонь, многовековой опыт работы предшествующих мастеров. космическую гармонию Баха и мятежный дух Бетховена, темноту зимней ночи, бег облаков, тревожный лунный лик в окне мансарды, обращенном к звездам. любовь и трепетное сердце.
Сосредоточенная битва за зрительское восприятие это путь совершенствования, он требует садиться за работу не только под воздействием впечатления, вдохновения или ясной творческой задачи, но иногда и ради эксперимента, с любопытством ожидая непредсказуемого результата, открытия в плане техники. Виртуозное владение офортом складывается из тернистого опыта проб и ошибок, досадных неудач, споров и выводов и новых поисков. Это благодатная почва для всё более интересных технических достижений на «кухне» офортиста. А порою техника распоряжается происходящим: она ведет к новым нюансам, расширяющим палитру средств графика. Каждый раз приближение к цели, к наиболее тонкому и глубокому звучанию идей произведения, делает путь все более осторожным, почти хирургически точным в опасности «спугнуть» птицу творческой удачи. Но именно это приближение делает процесс творчества захватывающим все существо: художник вступает в область наивысшей духовной сферы деятельности материальной субстанции. Это потрясающие мгновения драгоценные подарки, ради которых живет художник. Все происходит на офортной доске: здесь обретают форму ощущения. Интуиция опирается на руку, ее мастерство, а рука прислушивается к чувству, звучащему в пространстве души, И тогда через зримое изображенное проступает и берет верх незримое ощущение состояния природы — вот работа, требующая мастерства, предельно отточенной и виртуозной тexники: мистическая глубина тона, сетка или паутина штриха, смутное борение и перетекание сгустков энергии в нервно - вибрирующих перекрестьях линий, небесный свет и фатум темноты - уже не пейзаж, а, психологический портрет природы Урала, непростой и суровой, непривычной глазу красоты Земли с печатью древних катастроф планеты.
В графических произведениях Л .П. Вейберта открывается не только величественная эпопея панорамных пейзажей Северного Урала, но и лирические камерные мотивы, посвященные временам года, окрестностям озера. Таватуй, почти портретные изображения деревьев, рассказывающие о их судьбах глубоко и проникновенно.
Художник преподносит нам пейзаж без предвзятых стереотипов, накопленных предшественниками этого жанра, изучив природу на собственном опыте в непосредственном контакте с первозданным миром, искусно запечатлевая то цветущее буйство, то разрушение в потоке времени, состояние атмосферы и земной материи. Это не ласкающий взгляд натурализм, лишенный внутренней жизни, не любование уютными банальными мотивами, так привычными зрителю, но не волнующими сердце, а всеохватывающий, глубоко психологический портрет природы.
Черно-белый штрих гравюр на линолеуме так скрупулезно чист, разнообразен по тону и фактуре, что не уступает ксилографии в самых лучших ее качествах. Резцу мастера под силу чисто живописные задачи: передача тончайших состояний природы, будь то дождь, снег, ветер, кристально чистый воздух и мороз, хмурая сырость глухого леса, звонкая зелень и свежесть весны, мрачные сумерки горных долин, седая древность уральского ландшафта.
Пластическое и тональное решение сюжетов всегда музыкально, будь-то единый, насыщенный аккорд стихийной мощи или полифоническое звучание серебристой гаммы.
Торжесвенно-высокой нотой звучат симфонии лесов, выполненные в офорте. «На старых вырубах» - корабельные сосны во всю свою высь взметнулись в небо, вершинами сомкнувшись под куполом глубоким. А «Лес шумит» в тревоге гнутся мощные стволы сосен, и мечутся по небу причудливые тучи. среди камней огромных торчат стволы останки сломанных грозой деревьев. В напряженной пластике ветвей, в смятеньи облаков шум ветра и неотвратимость бури.
«Дарующая жизнь» и «Старые кедры» - прямая аналогия с «Тремя богатырями» Васнецова. Самые могучие деревья Северного Урала - вечнозеленые вековые кедры замыкают тяжелый массив: за ними, выше горы, уже не растут деревья, лишь карликовые березки и искореженные сосенки цепляются узловатыми корнями за покрытые цветным лишайником камни. Северная сторона стволов кедров оголена, а ветви тянутся к югу. Создается впечатление, что могучие великаны грудью навстречу непогодам и невзгодам шагают в гору и защищают собой зеленое море лесов от леденящих ветров и жестоких метелей, от холодного дыхания вершин.
Фактура коры деревьев, точный рисунок растений, детальная. поистине портретная, проработка всего образа, проникновенное отношение к жизни растений в суровой среде делают деревья одушевленными существами, хранящими свои тайны и народные поверья, несущие печать нелегкой судьбы. Даже изображая сравнительно небольшой уголок пейзажного пространства, Лев Вейберт внутренне соотносит его с необъятными земными просторами родного края, помогая увидеть привычное с новой стороны, в новом понимании, открывает в зрителе тайное зрение - зрение души.
Его офорты эпического звучания – сложный композиционный организм, точка зрения смотрящего в пространство находится высоко над землей: как с птичьего полета или с вершины горы, мы озираем не тронутый человеческой цивилизацией древний ландшафт («Небо над увалом»). Над чашею долины текучее пространство время сгустилось тяжестью свинцовых туч. Их яростная схватка над горами, как битва богов неба с богами древней земли, но вот безбрежный свет теснит грозу за горы, и вдалеке, куда хватает взора, умытые вершины разлитым солнцем полны; весенние цветы коврами раскинулись на склонах; из дали в даль перетекая, серебряные змейки рек блестят в низинах, и леса колышутся зеленой волной, и ты один стоишь над царственной землею, ее небесной наготой потрясен, ты с бездной времени вступаешь в размышленье, переживая всем существом величие природы и осознание себя в ее пространстве, Мы бредем по каменистому плато, и облака проплывают сквозь тело, мы парим над планетой, словно собственной кожей ощущая выход за грань привычного, ограниченного экологического мышления большинства, именующего себя «венец мироздания», с eго утилитарным взглядом на природу, с eго безответственным отношением к флоре и фауне, к богатствам, дарующим жизнь. Таково морально возвышенное воздействие на человека пейзажного образа, не только раскрывающее новые горизонты и грани, но и дополняющее созерцание философским понимаем, глубоким раздумьем о судьбе планеты от сотворения мира до будущих, грядущих. но не ведомых нам времен.
Глубоко чувственное восприятие и переживание явлений природы как психологических состояний Земли, а Земли как живого организма. глобальный охват зрением и мыслью космического бытия нашей планеты в межзвездном пространстве, поэтическое переживание величия горных просторов и философские обобщения таков индивидуальный вклад художника в расширение возможностей пейзажного жанра.
Мастерство Льва Павловича Вейберта таит в себе еще мнoго нераскрытых явлений. А произведения искусства создавались, да и создаются по сей день, не для того, чтобы явиться предметом научного анализа многочисленных исследователей. Каждый автор надеется на то, что его творение станет откровением для того или иного зрителя. Каждый автор мечтает о том, чтобы ею мысли и чувства, заключенные в каждом произведении. стали близкими мыслям и чувствам человека, соприкоснувшегося с ним. Главное для любого автора - эмоциональное восприятие его работы, ведь именно она позволяет на подсознательном уровне личные переживания художника превратить в переживания собственной внутренней жизни зрителя.
Наталия Вейберт (c сайта - http://www.tavatuy.ru/personalii/lev-pavlovich-veybert/)
Анастасия Мельникова. Подробно об офорте
Последовательное создание офорта.Начиная с эскиза и до оттиска
Офо́рт (фр. eau-forte — азотная кислота, буквально — «крепкая вода»), также аквафорте (итал. acquaforte) — разновидность гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности кислотами. Известен с начала XVI века.
Офорт можно делать на меди или на цинке.Но расскажу об форте на меди, потому что это более безопасно для здоровья, чем офорт на цинке.
Я напишу первую статью про офорт,посвященную травленному штриху.
Напечатанный результат травленного штриха очень похож на рисунок тушью, так
что при создании эскиза для офорта старайтесь качественно и тщательно всё прорисовать на бумаге(это нужно для упрощения работы уже на пластине).
Для первой пробы офорта я посоветую не делать очень большую работу. Лучше сделать пару пробников и разобраться с техникой штриха, травления, печати. Рекомендую сделать первым какой то натюрмортик, проработать складки, показать материальность предметов. Так же прошу заметить, что рисунок при печати будет зеркальный.
Так же графика печатная любит когда при печати вокруг изображения были белые поля бумаги. Тоесть брать бумагу не впритык к размеру пластины, а чуть больше.
Медь для травленного штриха не нужно покупать толстую. Достаточно 0,5 – 0,8 мм
Когда готов эскиз и есть нужный формат меди приступаем собственно говоря к созданию офорта.
Формат меди должен соответствовать формату рисунка, так что если вы купили медь больше по размеру, чем собрались делать работу, то ножницами по металлу можно её обрезать и подогнать до размера рисунка. Обрезать следует аккуратно, чтоб не повредить площадь меди, где будет работа. После того, как вырезали нужный формат, напильником стесаются углы пластины под углом 45 градусов. Это делается для того, чтобы при печати уже готовой работы не повредить станок и не порвать острыми углами пластины бумагу, на которой будете печатать. Чтоб выровнять пластину до идеального плоского состояния(при вырезании она может изогнутся где то),прокатайте её на офортном станке с нормальным давлением. После этого следует отшлифовать пластину от мелких царапин на ней. Для этого можно использовать или наждачную бумагу нулёвку или пасту гойя. Круговыми движениями не сильно нажимая шлифуете пластинку до гладкой поверхности.
Теперь нужно помыть пластину с мылом, чтобы обезжирить её. После этого кладёте мокрую её на специальную плитку, которая разогревается до высокой температуры. Когда пластинка высохла и нагрелась берёте офортный твёрдый лак (в Киеве продаётся в магазине «Азур») и наносите небольшое его количество на пластину. Твердым валиком раскатываете лак равномерно по пластине избегая попадения на пластину пыли, соринок и всякого мелкого мусора. В итоге должна получится равномерно закатанная пластина, но не большим слоем лака. Сейчас нельзя касаться пальцами или чем либо закатанной пластины. Держать можно или снизу или за края, но не касаясь закатанной части. Теперь нужно закоптить пластину. Для этого требуется банка жестяная из под кофе, к примеру. В неё кладёте куски ткани и поливаете керосином и поджигаете. Так же можно попробовать коптить над свечкой или над газовой плитой. Если делаете над банкой из под кофе, поджигая будьте осторожны , огонь резко вспалахивает. Держа пластинку за края на небольшом расстоянии от огня обкоптите её полностью до равномерно чёрного состояния. Идеально это когда она чуть блестит после копчения. Теперь она менее подвержена повреждениям , но всё равно держите её аккуратно, не роняйте, не кладите в местах, где что то может на неё упасть и повредить.
Наконец то можно перевести рисунок-эскиз на готовую пластинку. Если он сделанный карандашом, то простой способ его перевести это положить пластину на офортный станок, а сверху положить рисунок и прокатать на станке. Под давлением рисунок перебьётся на пластину. Ну или натереть кальку или обратную сторону рисунка графитом и вручную перебить рисунок.
Теперь офортной иглой рисуете по пластине следуя рисунку. Как и карандашом или ручкой прорабатываете форму предметов. То, что вы царапаете иглой будет после печататься самым тёмным , а нетронутые куски будут белыми. В первую очередь проработайте всё самое чёрное на работе и протравите.
Процесс травления:
Покупаете в хим.реактивах хлорное железо где то 1 кг. Берёте трёхлитровую банку насыпаете туда килограмм хлорного железа и заливаете 2 литрами воды, желательно тёплой. Перемешиваете чем то эту смесь до жидкого однородного состояния.(Не желательно попадание этой жидкости на одежду – кислота не отстирывается. Так же желательно работать в резиновых перчатках, халате, в респираторе и при вытяжке.) После берёте какую то форму – это может быть форма для проявки фотографий или кошачий тазик или что то подобное. Наливаете туда из банки хлорное железо. Перед тем как опустить пластинку в хлорное железо, заклейте с обратной стороны пластину скотчем, а спереди прикрепите на четыре угла комочки пластилина, чтоб пластина не касалась дна формы. Теперь можно опустить пластину в кислоту. Засеките время, когда положили.
В принципе нужно предварительно ещё сделать маленький пробничек - шкалу травления, чтобы знать на сколько нужно класть пластину в кислоту и какой тон штриха и ширина его получится. Примерно самое чёрное при правильных пропорциях кислоты к воде травится около 45 минут – часа. Но так как мы делаем постепенное наращивание тона,то рассчитайте сколько у вас будет травлений и доштриховок. Сейчас к примеру вы сделали только самое чёрное (тени на предметах,чёрные драпировки..)Так что можно положить пластину на минут 25-30 в кислоту. Через минут 30 после того как положили пластину, достаньте её и промойте под напором воды. Шкрябать и портить зону с рисунком нельзя. Дождитесь когда пластина подсохнет и теперь сделайте полутона на пластине. Опустите ещё минут на 10-15 в кислоту. Потом снова промойте пластину под водой и доделайте самые светлые места ( тени на белой драпировке и т.д.)
И опустите пластину ещё на минут 5…Теперь получается что самое тёмное у вас травилось минут 45-50,среднее минут 20 и самое светлое 5 минут . Но всё же настоятельно советую перед тем как травить основную работу сделать шкалу травления. Там вы для себя поймёте на сколько вам необходимо положить пластину для получения нужного вам результата.
Когда пластина протравлена , смойте керосином или скипидаром твёрдый лак. На меди вы увидите протравленные вглубь штришки, которые рисовали.
Теперь можно приступать к печати работы.
В ванной, наполненную водой замочите листы бумаги, на которой будете печатать.
Офорт печатается или специальными офортными красками, но они довольно дорогие ,так что первое время можно печатать смесью типографской краски с масляными или чисто масляными красками.Из масляных красок нужно извести жир масла. Возьмите газетку, выдавите на неё масло из тюбика, размажьте по ней и придавите другой частью газетки. Потрите, чтоб жир масла остался на газетке. После сошкрябайте краску с газетки на кусок пластика или стекла. Из масляных красок я посоветую мастер класс. Не берите полупрозрачные краски. Идеально печатать виноградной чёрной или индиго.
Перемешайте с типографской краской. Ну или печатайте чисто маслом.
Положите вашу пластинку рядом со стеклом с красками. Пластиковой карточкой (это может быть старый проездной) нанесите краску на пластинку не очень большим слоем. Потом кусочками газеты Стирайте лишнюю краску с пластины. В итоге она должна получится чистой, а штрихи рисунка наполненные краской. Стирать краску нужно аккуратно, чтоб не выбить из штрихов. Вытрите края пластины. Теперь достаньте из ванной лист бумаги и положите на развернутый газетный лист а сверху накройте другим газетным листом. И повпитывайте таким образом лишнюю воду с белого листа, на котором вы будете печатать. В итоге лист не должен блестеть от воды.
Приготовьте офортный станок – проверьте давление, положите фетр (ткань, под которой будет печататься офорт),положите лист бумаги или картона на офортный станок, чтобы не пачкать его .
На этот лист положите вашу пластинку с работой и сверху опустите подсохший лист бумаги, на котором вы будете печатать. Сверху накройте фетром. Медленно прокручивайте колесо офортного станка. Когда напечатали, откиньте наверх станка фетр ,и медленно и аккуратно за один угол снимайте бумагу с полученным оттиском. Если оттиск вас устраивает (нормально по рисунку, всё пропечаталось), наклейте его на планшет, чтобы он когда высох был ровным.
Если вас что то не устраивает в полученном оттиске, то нужно или заново закатать пластинку твёрдым лаком, обкоптить и доштриховать и протравить или если дело в давлении станка –увеличить его. Или вы не правильно выбили краску с пластинки.
Когда вы напечатаете нужное количество оттисков, пластину нужно помыть керосином или скипидаром, а потом мылом.
Для ознакомления с мастерами офорта советую посмотреть офорты таких художников как : Альбрехт Дюрер, Рембрандт Харменс ван Рейн,Гойя,Пикассо,Якутович.
Из современных художников посмотрите офорты Олега Денисенко, Оксаны Стратийчук, Сергея Шулимы.
Я описывала поэтапность изготовления офорта по своему опыту. Прошу художников-графиков, если кто хочет внести какие то коррективы, то отписывайтесь.
С сайта - http://www.illustrators.ru/posts/podrobno-ob-oforte