О технике офорта

О технике офорта

Инструменты_для_офорта Процесс изготовления офорта начинается со шлифовки медной (цинковой, железной) пластины нужного размера. Затем она покрывается слоем кислотоупорного лака со всех сторон. На лицевой стороне художник с помощью специальных инструментов процарапывает лак, воплощая будущую картину. Опускает пластину в раствор кислоты на необходимое время, следя пока кислота не углубит царапины на нужную глубину. Моет, сушит пластину, втирает специальную краску, и помещает на офортный станок. Сверху накладывает сырую бумагу (почти 100% хлопок) и производит давление с помощью валиков офортного станка. Смотрит на отпечаток (пробник) и затем процесс повторяется заново, пока мастер не достигнет воплощения задуманного. Количество пробников может достигать десятка экземпляров. Когда художник печатает офорт, то он берет бумагу значительно больше размеров самого офорта, оставляя поля бумаги для оформления в раму или обрамления в паспарту. Внизу, под самим отпечатком, на нижнем поле бумаги, он ставит надписи карандашом. Вначале пишется сигнатура, т.е. номер оттиска из возможного числа отпечатков тиража. Например - 2/100 означает, что это второй экземпляр из 100 возможных в этом тираже. Для особых случаев художник может поставить АР (авторская работа), это говорит о том, что отпечаток сделан с особым качеством, обычно такие экземпляры идут как выставочные. Далее ставится техника выполнения, например С3 - означает офорт. Если цветной офорт напечатан на нескольких досках, то пишется, например: цветной офорт, выполнен на 4 досках. Также указывается год печати и художник расписывается. На обратной стороне художник карандашом пишет свою фамилию, имя, отчество, название офорта, размеры и год изготовления

Международные обозначения печатных техник (symbols of printmakingtechniques)

C1 – резцовая гравюра (steel engraving)

C2 – резцовая гравюра (cooper engraving)

Виды гравюры на металле (железе, меди), в которой рисунок создается углублениями, выполненными специальными инструментами - штихелями. Возникла как украшение  различных металлических изделий. Затем углубления стали заполнять цветными составами и печатать на бумаге. Для техники резцовой гравюры характерно вырезание линий, образующих параллельные ряды или сетку; за счет частоты и насыщенности штрихов передаются светотени. Известные мастера резцовой гравюры: А. Дюрер, Л. Лейденский, Н.Уткин, Ф.Толстой, Д.Митрохин и др. Трудоемкость и ограниченность в возможностях сделала ее использование, в основном, для  создания географических карт, видов городов, иллюстраций, репродукций произведений искусства для изданий альбомного типа (увражей)

C3 – офорт (etching)

См. - О технике офорта

C4 – сухая игла (drypoint)

Эта техника проще офорта, не требует грунтовки и травления. Штрихи художник наносит на отполированную доску из металла гравировальной иглой. Пластину готовят также, как и для офорта: шлифуют и полируют, снимают кромки и закругляют углы. Основные инструменты: иглы, шабер, гладилка (воронило). Иглы должны быть очень твердые, но все равно их приходится часто затачивать. Вначале наносят рисунок графитным карандашом, а затем прорабатывают иглой. В зависимости от нажима и наклона иглы получаются углубления разной глубины и остаются заусенцы - барбамы. При печати краска заполняет углубления в доске и барбамы, создавая как бы объемное изображение штриху, дополняя его черноту. Отличие от офорта: художнику приходится прикладывать значительные усилия для получения глубоких штрихов, краску втирают не тампоном, а наносят кистью

C5 – акватинта (aquatint)

Акватинта – разновидность офорта, позволяющая создавать тональные плоскости в большом диапазоне. Оттиск похож на акварель. На печатную форму наносится канифольная или асфальтовая смола (пудра, порошок), которая не взаимодействует с кислотой. После нагревания формы, смола плавится, образуя покрытие через которое металл протравливается на разную глубину, что приводит при печати разные тональные плоскости, состоящие из мельчайших точек. Подбирая размеры зерен можно варьировать градацию тонов. Кроме того, можно механически воздействовать на поверхность формы, создавая дополнительные эффекты в изображении. Акватинту редко используют в чистом виде, обычно сочетают этот метод с сухой иглой и штрихом. Эта технология используется только мастерами с большим опытом работы и «своими» технологическими секретами

C6 – мягкий лак (soft-ground etching)

C7 – меццо-тинто (mezzotint)

C8 – инкорель (inkorel)

E – каллиграфия (calligraphy)

L – литография (lithography)

M – монотипия (monotypie)

MT – смешанная техника (mixed technique)

S1 – шелкография (silk screen)

X1 – обрезная гравюра (woodcut)

X2 – ксилография (wood engraving)

X3 – katazome

X4 – lead engraving

X5 - zink engraving

X6 - plastic engraving