Зорин Владимир Николаевич | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
О технике офорта
Международные обозначения печатных техник (symbols of printmakingtechniques) C1 – резцовая гравюра (steel engraving) C2 – резцовая гравюра (cooper engraving) Виды гравюры на металле (железе, меди), в которой рисунок создается углублениями, выполненными специальными инструментами - штихелями. Возникла как украшение различных металлических изделий. Затем углубления стали заполнять цветными составами и печатать на бумаге. Для техники резцовой гравюры характерно вырезание линий, образующих параллельные ряды или сетку; за счет частоты и насыщенности штрихов передаются светотени. Известные мастера резцовой гравюры: А. Дюрер, Л. Лейденский, Н.Уткин, Ф.Толстой, Д.Митрохин и др. Трудоемкость и ограниченность в возможностях сделала ее использование, в основном, для создания географических карт, видов городов, иллюстраций, репродукций произведений искусства для изданий альбомного типа (увражей) C3 – офорт (etching) См. - О технике офорта C4 – сухая игла (drypoint) Эта техника проще офорта, не требует грунтовки и травления. Штрихи художник наносит на отполированную доску из металла гравировальной иглой. Пластину готовят также, как и для офорта: шлифуют и полируют, снимают кромки и закругляют углы. Основные инструменты: иглы, шабер, гладилка (воронило). Иглы должны быть очень твердые, но все равно их приходится часто затачивать. Вначале наносят рисунок графитным карандашом, а затем прорабатывают иглой. В зависимости от нажима и наклона иглы получаются углубления разной глубины и остаются заусенцы - барбамы. При печати краска заполняет углубления в доске и барбамы, создавая как бы объемное изображение штриху, дополняя его черноту. Отличие от офорта: художнику приходится прикладывать значительные усилия для получения глубоких штрихов, краску втирают не тампоном, а наносят кистью C5 – акватинта (aquatint) Акватинта – разновидность офорта, позволяющая создавать тональные плоскости в большом диапазоне. Оттиск похож на акварель. На печатную форму наносится канифольная или асфальтовая смола (пудра, порошок), которая не взаимодействует с кислотой. После нагревания формы, смола плавится, образуя покрытие через которое металл протравливается на разную глубину, что приводит при печати разные тональные плоскости, состоящие из мельчайших точек. Подбирая размеры зерен можно варьировать градацию тонов. Кроме того, можно механически воздействовать на поверхность формы, создавая дополнительные эффекты в изображении. Акватинту редко используют в чистом виде, обычно сочетают этот метод с сухой иглой и штрихом. Эта технология используется только мастерами с большим опытом работы и «своими» технологическими секретами C6 – мягкий лак (soft-ground etching) C7 – меццо-тинто (mezzotint) C8 – инкорель (inkorel) E – каллиграфия (calligraphy) L – литография (lithography) M – монотипия (monotypie) MT – смешанная техника (mixed technique) S1 – шелкография (silk screen) X1 – обрезная гравюра (woodcut) X2 – ксилография (wood engraving) X3 – katazome X4 – lead engraving X5 - zink engraving X6 - plastic engraving |
![]() |
|||||
Вы можете приобрести офорт, литографию или сделать заказ в любой технике и жанре. Пишите - vnzorin@mail.ru | |||||
|
|||||
![]() |
|||||
|